Заключение
Фридрих Энгельс: «В естествознании мы достаточно часто
встречаемся с теориями, в которых реальные отношения поставлены на голову, в
которых отражение принимается за объективную реальность, и которые нуждаются в перевертывании. Такие теории довольно часто
господствуют долгое время. Подобный случай представляет нам учение о теплоте,
которая почти в течение двух столетий рассматривалась как особая таинственная
материя, а не как форма движения обыкновенной материи; только механическая
теория теплоты произвела здесь необходимое перевертывание»(«Диалектика
природы»).
В начале пятой главы
книги «Материализм и эмпириокритицизм» В.И. Ленин указал цель своей философской
книги: «Разбирая вопрос о связи одной школы новейших физиков с возрождением
философского идеализма, мы далеки от мысли касаться специальных учений физики.
Нас интересуют исключительно гносеологические выводы из некоторых определенных
положений и общеизвестных открытий».
Возрождающийся
философский идеализм сделал гносеологические выводы, и один из выводов состоял
в том, что теории принимались за объективную реальность, до кризиса в науке («…в философском отношении суть
«кризиса современной физики» состоит в том, что старая физика видела в своих
теориях реальное познание материального мира…» — В.И.Ленин, ПСС, т.18, с.271), а в разгар кризиса произошла
переоценка ценностей: теории считались
поставленными на голову и нуждающимися в перевертывании. Возрождение философского идеализма привело к
тому, что многие ученые согласились с высказыванием Фридриха Энгельса (многие
ученые перенесли точку зрения, относящуюся к прошлому и высказанную Энгельсом,
на настоящее время).
Николай Коперник,
Джордано Бруно, Галилео Галилей, Джордж Беркли говорили: объективная реальность
во многих случаях является не реальностью, а мыслью, ошибочно принимаемой за
объективную реальность. Фридрих Энгельс фактически повторил эти слова, когда
сказал о недопустимости принимать отражение за объективную реальность. Об этом же говорили Эрнст Мах и другие
эмпириокритики, и такое критическое, номиналистическое отношение к отражению и
к мыслям стало именоваться кризисом в науке.
17 августа 1884 года
Карл Маркс написал письмо, адресованное Лиону Филипсу, и в письме были
упомянуты «отвратительные физико-метафизические бредни, вроде «скрытой теплоты»
(не хуже «невидимого света»), электрического «флюида» и тому подобных средств, служащих для того, чтобы вовремя
вставить словечко там, где не хватает мыслей».
В конце девятнадцатого
века естествоиспытатели считали многие теории бреднями, поскольку в теориях не
хватало мыслей, соответствующих действительности. Высказывание Маркса о
физико-метафизических бреднях имело то последствие, что это высказывание
прикладывалось к многим естественнонаучным теориям, в эпоху кризиса в науке.
В.И.Ленин отказывался признать правильность концепции о четвертом
измерении пространства. Такую концепцию Ленин называл бессодержательной
нелепостью, нереальной фальшью, больной фантазией. В те годы, когда В.И.Ленин
писал свои философские книги, многие ученые относились к большинству
естественнонаучных теорий как к нелепости, фантазии. Многие ученые брали пример
с Ленина, и в этом заключалась основная причина кризиса в науке.
Владимир Иванович
Вернадский не использовал такой термин, как кризис в науке. Однако Вернадский
обнаружил, что старая физика видела в
своих теориях реальное познание материального мира, и сам Вернадский отказался
видеть в старых физических теориях реальное познание; он относился к старой
физике как к условным символам, и это означает, то терминологии Ленина, что
Вернадский скатился к идеализму и эмпириокритицизму, и вогнал науку в
кризис. В статье «Из записок по
польскому вопросу» В.И.Вернадский
изложил свой антиленинский взгляд на старую физику: «История научной мысли меня
интересовала уже давно; я к ней подошел, когда пытался ориентироваться в
понимании научных основ своего мировоззрения. В 1890-х годах, когда я углубился
в самостоятельную работу над кристаллографией и минералогией и стал проверять
основные принципы этих наук, я убедился в чрезвычайной сомнительности многих
господствующих воззрений и необходимости
проверки принятого на веру».
Вернадский выражал
идеалистическое понимание научного кризиса, Ленин выражал материалистическое
понимание кризиса.
Кризис в науке, имевший
место в конце девятнадцатого века и начале двадцатого века, заключался в отказе
(подобно Копернику и других первооткрывателей) многих естествоиспытателей видеть
в теориях реальное познание материального мира. Многие естествоиспытатели не принимали
теории (которые
улавливают лишь обманчивую видимость вещей©) за верное отражение окружающего мира.
Действительный мир нужно понимать не таким, каким он сам себя дает каждому и
каждым изображается в теориях.
Г.В.Плеханов сообщил об
опасности, угрожающей диалектическому
материализму: некоторые недальновидные мечтатели, неправильно понявшие кризис в
науке, пытаются приставить идеалистическую голову к диалектическому
материализму. Какую голову пытались
приставить к материализму и тем самым сделать более длительным кризис в науке?
Абстракции внутри себя имеют изображение того, что
окружает людей, и изображенное в
абстракциях становится известным людям. Каким знают окружающий мир люди, определяется не миром, а
ощущениями и абстракциями, проверенными практическим критерием истинности. Философский идеализм навязывал точку зрения
о том, что мышление вталкивает в абстрактное изображение свое содержание,
зачастую мнимое содержание. Мышление примешивает свое содержание к содержанию
объекта, и познание объекта завершается искаженным неадекватным результатом.
Поэтому опасно и недопустимо принимать результат познания за объективную
реальность.
«Крупные
естествоиспытатели часто беспомощны в
своих философских выводах и обобщениях;
естествознание прогрессирует так быстро, переживает период такой
глубокой революционной ломки во всех областях, что без философских выводов
естествознанию не обойтись ни в коем случае».
В.И.Ленин имел ввиду, что философия имеет возможность навязать
естествоиспытателям убежденность в том, что практический критерий истинности
имеет величайшее философское значение, заключающееся в способности опровергнуть
мнение о невозможности отсечь нечто неистинное от истинного изображения
окружающего мира. К тому же, Ленин
считал достаточным для доверия к изображениям окружающего мира, когда
практический критерий истинности прилагается именно к первой структурной части
естественнонаучной теории. Философский идеализм настаивает на относительном
характере (влекущим недоверие) практического критерия, даже когда им
проверяется не только первая структурная часть теории, а еще и третья
структурная часть теории.
Возрождающийся
философский идеализм требовал,
чтобы сначала мышление вырабатывало понятие о предмете, и чтобы с
понятием-мерилом сообразовывался более позже становящийся известным предмет.
В начале двадцатого века некоторые исследователи
пытались приставить к материализму идеалистическую голову, но Плеханов и Ленин
воспротивились этому. Учение Плеханова и
Ленина пришло в упадок, и поэтому имеет смысл в начале двадцать первого века во
второй раз попытаться приставить к материализму идеалистическую голову.
Плеханов и Ленин сообща обнаружили, что идеологическое положение
партии находится под угрозой, поскольку Богданов, Базаров, Юшкевич и некоторые
другие члены партии исповедовали махизм или эмпириокритицизм (состоявшими в
отдаленном родстве с философскими построениями идеалистов Беркли и Канта), и
это бросает тень на всю партию, взятую в целом
(тень легла на партию потому, что на протяжении восемнадцатого и
девятнадцатого веков легион философов доказывали ошибочность и бессмысленность
взглядов Беркли и Канта). Чтобы улучшить
положение партии, нужно было доказать, что
Богданов и его кампания представляют собой
всего лишь закономерно
распадающуюся философскую секту внутри партии.
Плеханов и Ленин разработали философию, на фоне которой русские
эмпириокритики-махисты выглядели как
малочисленные отщепенцы, по неразумию отклонившиеся от генеральной линии
партии по вопросам философии и исторической социологии. Генеральная линия партии находилась в
зависимости от двухвековой критики
взглядов Беркли и Канта. Но кем были Беркли и Кант? Они были номиналистами; на
протяжении восемнадцатого и девятнадцатого веков против этих номиналистов вели
философскую борьбу сотни анти-номиналистов. Генеральная линия партии,
руководимой Лениным и Плехановым, уклонялась в сторону анти-номинализма и
чрезвычайно близкой к анти-номинализму метафизики.
Некоторые философы, в том
числе Гегель и Игнатович, указывали на необходимость одновременного
преподавания онтологии и гносеологии — преподавание взглядов на природные
явления должно сопровождаться повествованием об исследовательской деятельности,
приведшей к пониманию природных явлений и формированию нынешних взглядов на
природу. По сути дела, настоящая брошюра
«Теория познания? Это очень просто!» представляет собой стремление к реализации
указанной доктрины — в брошюре рассказывается и о том, каково понимание
природных явлений, и о том, какие препятствия вынуждены были преодолевать
исследователи в ходе выковывания понимания, какие споры возникали в научной среде. Есть правильное понимание вещей, и есть
неправильное понимание вещей. В этом вопросе споров нет, но есть споры в другом
вопросе: каким способом можно отличить правильное понимание от неправильного
понимания? Споры, проблемы, затруднения,
зарождающиеся в процессе исследовательской деятельности, объяснялись
В.И.Лениным посредством указания на заговор, учиненный сторонниками
религиозного мировоззрения и мракобесами других разновидностей. Теория
заговоров — один из элементов ленинской теории познания. Теория познания Канта и Маха отличается от
теории познания Гегеля, и это объясняется тем, что Гегель пытался честно
рассказать о познании и развитии науки, о связи между развитием природы и
развитием науки, а Кант с Махом организовали заговор против Гегеля и ради
интересов поповщины исказили написанное Гегелем, коварно создав превратное представление
о подлинном развитии науки.
С чего нужно начинать
теоретическую подготовку к научным исследованиям — с изучения типичных ошибок,
совершенных предыдущими поколениями естествоиспытателей, или с изучения
философских книг, со страниц которых веет уверенностью в безошибочности
процесса изучения природы? Ленин был
убежден, что заговор мракобесов и обскурантистов так или иначе основывался на
изучении типичных ошибок.
В
«Материализме и эмпириокритицизме», на первой странице книги, В.И.Ленин
«поставил себе задачей разыскать, на чем свихнулись люди, преподносящие…нечто
невероятно сбивчивое, путаное и реакционное». У каждого желающего имеется
возможность повторить подвиг Ленина, и указать на сбивчивое, свихнутое, путаное
и реакционное в брошюре «Теория познания?
Это очень просто!».
В
первом номере журнала «Под знаменем марксизма» за 1938 год напечатана статья
философа А.А. Максимова
«О философских воззрениях академика Миткевича и путях развития советской
физики». В следующем номере журнала опубликован ответ физика В.А.Фока, и в
ответе с заголовком «К дискуссиям по вопросам физики» имеется такая фраза:
«Неужели Максимову не ясно, — если под флагом материализма преподносится вздор,
то это на руку врагам материализма?»