Глава 14. Потопление
фактов в море измышлений
В ходе развития
химических реакций от начальных условий к завершающим условиям наблюдаются
объективные эффекты: выпадение осадка, выделение газообразных веществ,
изменение цвета, нагревание или охлаждение веществ, изменение их плотности и
прочности. Когда абстрактно-мыслящий химик, Георг Штель, из действительного
выпадения осадка или выделения газа образует общее представление «флогистон»,
когда химик идет дальше и воображает, что мое, выведенное из действительных
выпадения осадка и выделения газа, невидимое абстрактное представление
«флогистон» есть вне меня существующая сущность, мало того — истинная сущность (причина)
выпадения осадка и т.п., то этим
«флогистон» объявляется «субстанцией» выпадения осадка, выделения газа,
изменения цвета, температуры, прочности реагирующих веществ. Абстрактно-мыслящий химик говорит, что
превращение малопрочной медной или железной руды в высокопрочный металл имеет значение для человечества, но еще
большее значение приобретает исследование «флогистона», что приведет к
разработке новых, более эффективных способов выплавки металлов, что через
исследование «флогистона» человечество сможет научиться выплавлять из руды
металлы, которые сейчас невозможно выплавить.
Сущностное (причинное) в выпадении осадка, выделении газа, упрочнении
веществ и т.п. — обобщенная из них и
подсунутая под них сущность, сущность в моем представлении, «флогистон». Значение наблюдаемых выпадения осадка,
выделения газа, изменение цвета, температуры, плотности, прочности, заключается теперь уже не в их естественных
свойствах, а в их спекулятивных (чрезмерно абстрактных) свойствах, отводящему
каждому из них определенное место в жизненном процессе «флогистона». Главный
интерес абстрактно-мыслящего химика заключается в том, чтобы вывести из
предполагаемых свойств предполагаемого «флогистона» существование реальных
выпадения осадка, выделения газа, изменение цвета и температуры реагирующих
веществ, и с таинственным видом сказать, что существуют выпадение осадка, упрочнение
и т.п. Но они представляют собой моменты жизни «субстанции», созданной
рассудком таким образом, что созданное рассудком не опирается на реальные
свойства «субстанции», ибо реальные свойства неизвестны. Хорошо известное
(изменение прозрачности, цвета, температуры, плотности, прочности)
абстрактно-мыслящий химик истолковывает как результат жизни «флогистона», о
котором известно очень мало. Обыкновенный человек не предполагает, что он
сказал что-то особенное, когда говорит: при протекании химической реакции
что-то выпало в осадок, у ящерицы произошла регенерация оторванного хвоста. Абстрактно-мыслящий спекулятивный химик или
физиолог, выразив подобные реальные явления в спекулятивных (чрезмерно
абстрактных) терминах, сказал нечто необыкновенное. Он совершил чудо: из
рассудочной сущности «флогистон» (сущность рассудочна, поскольку создана
рассудком, поскольку попытки обнаружить у «флогистона» реальные свойства
оказались неудачными) он вывел явления природы, а именно, из деятельности
«флогистона» выводятся выпадение осадка, выделения газа, изменение цвета и
температуры реагирующих веществ, изменение их плотности и прочности. Из деятельности энтелехии выводятся
регенерация хвоста у ящерицы или клешни у рака.
Изменение прочности и регенерация хвоста – это видоизмененные,
символические флогистон и энтелехия. Силой
своего спекулятивного ума абстрактно-мыслящий химик или физиолог внедряет в
природу флогистон или энтелехию, и полагает реалистичным свойство флогистона или
энтелехии творить осадок, газы, изменение цвета, температуры, плотности,
прочности реагирующих веществ, регенерацию хвоста или клешни. Он мысленно приписал природе наличие в ней
вещества (что приблизительно соответствует формуле Канта «человек дает природе
законы»), и этому веществу присвоил наименование «флогистон», «энтелехия». Он
при помощи «флогистона», «энтелехии», которые представляется ему вне его находящимся
(т.е. находящимся в природе), объясняет изменение прозрачности, цвета,
температуры, плотности, прочности, регенерацию хвоста. И всякий раз, когда тот
или иной абстрактно-мыслящий (спекулятивный) естествоиспытатель заявляет о
существовании тех или иных предметов и явлений (направленность стрелки компаса
на созвездие Малая Медведица, приливы и отливы, переход тепла от горячих
предметов к холодным предметам, вылет энергетических потоков из бериллия при
бомбардировке альфа-частицами, прямолинейного отражения узкого светового луча
от неровной отражающей поверхности, и т.п.), он умственным усилием творит
причины, в действительности находящиеся только в его голове (сложение и
вычитание орбитальной и вокруг-осийной скорости Земли, теплород,
гамма-излучение, отражающая сила, др.), ошибочно считаемые реалистичными
(содержание абстракций ошибочно
считается существующим в природе, вне абстрактно-мыслящего естествоиспытателя,
и посредством содержания абстракций объясняется
существование материальных предметов и явлений).
Готфрид Лейбниц: «Ни одно явление не может считаться
истинным или действительным, ни одно утверждение справедливым, без достаточного
обоснования, почему дело обстоит именно
так, а не иначе»(«Монадология»).
В книге «Нищета
философии» Карл Маркс написал, что спекулятивные (т.е. абстрактно мыслящие)
исследователи воображают, что они занимаются анализом, когда размышляют над
абстракциями, приводящими к логической
категории «субстанция»; но в действительности они просто топят реальный мир в
мире спекулятивных логических категорий.
По мнению Маркса,
попытки выискивать в мышлении то, что можно использовать для обоснования
существования вещей (т.е. использовать в целях, обозначенных Лейбницем),
являются бесполезными и бесплодными попытками.
Карл Маркс придерживался
принципа «постигаемое посредством психических абстракций является
абстрактно-психическим, и оно не способно быть причиной материальных эффектов». Исходя из этого, Маркс утверждал, что попытка
найти материальную субстанцию-причину материальных следствий с помощью
психических абстракций обязательно потерпят неудачу, и субстанция не будет
обнаружена. Единственный результат таких
умственных изысканий — противоречивые неопределенные антиномии.
Александр Александрович
Богданов согласился с точкой зрения Карла Маркса. С мнением Богданова можно
ознакомится по книге «Материализм и эмпириокритицизм», в которой В.И.Ленин
сообщил, что Богданов «возражает реакционным философам, говоря, что попытки
выйти за пределы опыта приводят на деле "только к пустым абстракциям и
противоречивым образам, все элементы которых брались все-таки из опыта"»(с.153). Можно понимать так, что выход за пределы
опыта (т.е. переход от познанного с помощью ощущений к неподтверждаемому
ощущениями) приводит к формированию произвольных, неадекватных образов. Неадекватные образы не нужны науке, т.к. в
состав науки должны входить только адекватные образы. Поэтому нужно отказаться от спекулятивных
попыток выявить субстанцию-причину посредством выхода за пределы опыта (за
пределы известного и подтвержденного показаниями органов чувств).
Точка зрения Маркса и
Богданова (о бесполезности спекулятивных размышлений, приводящих к
произвольности и противоречиям) является аргументированной, и аргументы
заключаются в попытках Штеля использовать несуществующий флогистон для
объяснения изменения плотности и прочности веществ, участвующих в химической
реакции. У выпадения осадка должна быть
какая-то причина, у выделения газа должна быть какая-то причина, у изменения
цвета должна быть какая-то причина, у упрочнения должна быть какая-то причина,
и Штель произвольно нафантазировал причину, назвав ее «флогистоном». По заявлению Штеля, абстрактный флогистон в
одних условиях проявляет себя как
выпадение осадка, в других условиях как выделение газов, то как изменение
цвета, то как упрочнение веществ. Выпадение осадка Штель через флогистон
связывал с изменением температуры, а изменение цвета связывал через флогистон с
упрочнением веществ.
Кроме аргумента,
связанного с деятельностью Штеля, Богданов имел в своем распоряжении еще два аргумента,
один из которых связан с деятельностью Дриша. О пустопорожней энтелехии,
изобретенной Гансом Дришем, рассказывается в десятой главе «Фантазии». Второй аргумент — Менделеев пришел к пустой
абстракции и неадекватным представлениям, когда размышлял о ньютонии и коронии. Штель, Дриш, Менделеев не достигли
поставленной цели, и из этого был сделан вывод:
не надо было умножать сущности и субстанции, не надо было умственно размышлять
над неизвестными субстанциями и пытаться умственными усилиями найти неизвестную
субстанцию. Не надо было Георгу Штелю
напрягать свой ум для выискивания субстанции, надо было дождаться того момента
времени, когда субстанция
продемонстрирует сама себя. Вон, Джозеф Пристли терпеливо дожидался момента
времени, когда субстанция покажет себя во всей красе.
На странице 250 книги
«Материализм и эмпириокритицизм» Ленин цитирует высказывание Клейнпетера: «Не
трудно найти источник нашей неудовлетворенности Гельмгольцем, если мы вспомним
столь ясные слова Маха. Ошибочное
понимание слов: масса, сила и т. д. — вот чем грешит все рассуждение
Гельмгольца. Ведь это же только понятия, продукты нашей фантазии, а вовсе не
реальности, существующие вне мышления».
Сказанное Клейнпетером
имеет значительное сходство со сказанным Марксом и Богдановым, и со случившимся
с Штелем и Менделеевым — занимаясь спекулятивными размышлениями и выходя за
пределы опыта (выходя за пределы известного и обоснованного),
естествоиспытатели и их мысли попадают в область неподтвержденного опытом, и
размышления становятся произвольными неадекватными абстракциями; у естествоиспытателей
появляются спекулятивные понятиям, являющиеся продуктами фантазии, содержание
которых не соответствует содержанию природных явлений.
Нечто подобное говорил Этьен
Кондильяк; сказанное Кондильяком было повторено Марксом и Энгельсом в совместно
написанной книге «Святое семейство». В этой книге Маркс и Энгельс делились
своими мыслями по поводу «абстрактной сущности, созданной спекулятивным рассудком»,
по поводу недействительной рассудочной сущности, которая ошибочной спекулятивной мыслью ложно
наделяется способностью производить действительные предметы природы. Маркс и
Энгельс вели речь о том, что спекулятивный философ (или спекулятивный
естествоиспытатель) берет общеизвестные, наблюдаемые в действительности
свойства вещей, и с применением абстрактных логических формул мысленно создает мыслительные
причины (называемые субстанциями), давая им названия действительных причин, наделяя
их способностью вызывать возникновение общеизвестных, наблюдаемых в
действительности свойств.
В книге «Святое
семейство» Маркс и Энгельс писали, что спекулятивный философ (или спекулятивный
естествоиспытатель) в своем уме произвольно создает фантастические причины и им
дает название действительных причин, хотя на самом деле нафантазированное не
является изображением действительности,
существующей вне мышления; необходимо
еще раз подчеркнуть, что написанное Клейнпетером имеет значительное сходство с
написанным Марксом и Энгельсом.
Фридрих Энгельс: «Что касается Гегеля, то он во многих
отношениях стоял гораздо выше своих современников-эмпириков, объяснявших все
непонятные явления тем, что в основу их клали какую-нибудь силу — движущую,
плавательную, электрическую, силу сопротивления и т. д. — или, где это не
подходило, какое-нибудь неизвестное вещество — световое, тепловое,
электрическое и т. п. Мнимые вещества теперь уже почти устранены, но спекуляция
силами, с которой боролся Гегель, все еще иногда проявляется…»(«Диалектика
природы»).
Непонятные явления
объяснялись с помощью мнимых веществ или мнимых сил, выработанных спекулятивным
мышлением. Что означают слова про
устранение мнимых веществ? Это означает, что должен быть наложен запрет на
умственные усилия, направленных на познание причин. Причины должны познаваться только
исключительно экспериментальными исследованиями. Единственный источник познания причин — практическая работа с
фактами.
Штель при помощи
спекулятивных умственных усилий искал то, что не похоже ни на выпадение осадка,
ни на выделение газов, ни на изменение температуры, цвета, прочности. Штель
искал то неизвестное, которое выходит за границы практической работы с фактами.
Георгу Штелю было известно, что Уильям Гильберт и Исаак Ньютон вышли за границу
опыта, и логически обосновывали существование не воспринимаемого органами
чувств, — существование магнитных линий и пропорциональности гравитационного
притяжения квадрату расстояния. Штель попытался
действовать по примеру Гильберта и Ньютона, и стремился выйти за границу твердо
установленных фактов.
Понятия,
указывающие на связь между причиной и следствием, подразделяются на самостоятельные и
несамостоятельные понятия. Несамостоятельные понятия характеризуются тем, что
имеется диалектическая связь между содержанием материального объекта и
содержанием понятия. Георг Штель обнаружил выпадение осадка, выделение газов,
изменение цвета, температуры, плотности, прочности, и эти материальные явления могли
быть указаны Штелем как вызывающие отражения, констатируя, что материальные
явления воздействуют на человека как причина, и у человека возникает понятие о
выпадении осадка, выделении газа и т.п. как следствие. Причина хорошо известна,
и также следствие хорошо известно. Научное
исследование заключается в безошибочном указании причины и следствия. У Штеля имелась возможность провести удачное
научное исследование, указав на перечисленные причину и следствие. Штель мог бы сказать, что материальные
явления имеют субстанциональный характер, — в том смысле, что выпадение осадка,
выделение газов и т.п. существует независимо от того, что у людей появляется
или не появляется понятие о выпадении осадка и т.п. Георг Штель мог создать понятие, не содержащее в себе того, что может быть понято
как не существующее.
Самостоятельные
понятия характеризуются тем, что они разрывают диалектическую связь между
материальным объектом и понятием (чувственная информация удаляется, и
заменяется фантазией). Штелю были известны (поскольку осуществлено детальное и
широкоохватное исследование) материальные объекты (выделение газов, изменение
цвета, прозрачности, температуры, прочности), но Штель отодвинул в сторону эти
материальные объекты и создал понятие, имеющее весьма и весьма малое сходство с
указанными материальными объектами — понятие о флогистоне. Штель оторвал от
материальных объектов свойство субстанциональности и приклеил это свойство к
флогистону, и рассматривал флогистон как существующий независимо от того,
имеется или не имеется выпадение осадка или выделение газа, происходит или не
происходит изменение цвета, температуры, прочности.
Если применить аналогию
из современности, самостоятельное понятие избавляется (подобно тому, как космическая
ракета отбрасывает первую ступень) от материального (т.е. ощущаемого) объекта.
Штель
в качестве следствия взял хорошо известное, а в качестве причины взял
неизвестное (и к тому же неощущаемое на момент времени, когда была взята
причина). Абстрактно-мыслящий
естествоиспытатель создает общее понятие, кардинально отличающееся от исходного
материального объекта и изображающего иной предмет, и иной мысленно представляемый
объект наделяется способностью творить исходный материальный объект.
Штель
пренебрежительно относился к требованию — понятие не должно содержать в себе
того, что может быть расценено как не существующее (например, в связи с
отсутствием воздействия на органы чувств, в момент конструирования понятия).
По мнению Энгельса,
мнимые вещества, создаваемые спекулятивным мышлением, должны быть устранены из
науки, и из науки должна быть устранена спекулятивная деятельность мышления.
Коперник
избавился от ощущения неподвижности Земли, и внедрил в окружающий мир (точнее,
в представление об окружающем мире) то, существование чего не подтверждается
показаниями органов чувств — движение Земли по кольцеобразной траектории.
Такое движение Земли Коперник рассматривал как субстанцию, существующую
независимо от того, что органы чувств показывают неподвижность Земли. При создании самостоятельного понятия с
помощью спекулятивного мышления, Коперник пренебрежительно относился к
требованию — понятие не должно содержать в себе того, что может быть расценено
как не существующее (например, в связи с противоречием показаниям органов
чувств). С позиции показаний органов
чувств, результат спекулятивного мышления Николая Коперника и его
последователей был мнимым. Мнимое как
продукт спекулятивного мышления подлежит устранению, с точки зрения Энгельса.
Велика
вероятность того, что возникнут споры относительно реалистичности
самостоятельного понятия, и в ходе споров и дискуссий рано или поздно вскроется
ошибочность самостоятельного понятия. Но такой вариант развития событий не
грозит несамостоятельному понятию. В этом преимущество несамостоятельного
понятия перед самостоятельным понятием.
Маркс,
Энгельс, Клейнпетер (и также Богданов, Вернадский) высказали точку зрения,
согласно которой ошибочность самостоятельного понятия не просто высоковероятна,
— самостоятельное понятие неизбежно обречено быть ошибочным. Из такой философской позиции вытекает, что
естествоиспытатели должны отказываться от создания самостоятельных понятий, и
естествоиспытателям позволительно заниматься лишь разработкой несамостоятельных
понятий.
Если
имеется самостоятельное понятие, то содержание самостоятельного понятия
используется для ответа на вопрос: почему происходит преобразование
материальных предметов? Флогистон принимает участие в химических реакциях,
входя внутрь малопрочной медной или
железной руды, и руда превращается в высокопрочные металлы. Если имеется несамостоятельное
понятие, то затруднительно использовать его для объяснения преобразования
материальных предметов. Железо
и медь приобретают высокую прочность в завершении химической реакции, потому
что химическая реакция началась с процесса упрочнения железной и медной руды.
Фридрих Энгельс в работе
«Диалектика природы» написал: «К
установленному однажды закону и к его объективности или же к объективности его
действия не прибавляется ни малейшей новой объективности оттого, что мы
подставим на его место некую силу; здесь присоединяется лишь наше субъективное
утверждение, что этот закон действует при помощи некоторой, пока еще совершенно
неизвестной силы. Но тайный смысл этой подстановки открывается перед нами
тогда, когда Гельмгольц начитает приводить свои примеры, — преломление света,
химическое сродство, контактное электричество, прилипание, капиллярность, — и
возводит законы, управляющие этими явлениями, в «объективное» дворянское
сословие сил».
Издревле металлурги
открыли закон природы, согласно которому переплавка медной руды превращает
исходный хрупкий и малопрочный материал в прочную медь. В чем состоит явление?
В том, что в процессе переплавки малопрочная руда переходит в иное состояние и
появляется прочная медь. Фраза Энгельса «законы, управляющие явлениями» имеет
следующий тавтологический смысл: закон
превращения руды в медь управляет тем, что в процессе переплавки руда
становится медью.
В книге «Нищета
философии» Карл Маркс написал, что абстрактно мыслящие исследователи
воображают, что они занимаются анализом, когда размышляют над
абстракциями, приводящими к логической
категории «субстанция»; но в действительности они просто топят реальный мир в
мире логических категорий.
А.И. Герцен в философском
сочинении «Письма об изучении природы» написал фразы, имеющие такой же смысл,
какой смысл имеет употребленное К.Марксом слово «топят» — «идеализм стремился вещественное бытие
принять за ложь», «погубить действительность явлений в пользу сущности».
Людвиг Фейербах написал фразу «чувство дает только видимость, а мышление — истину», и
эта фраза тоже может быть понята как тождественная по смыслу со словом «топят». Мышление принимает показания органов чувств
за ложную видимость, и тем самым губит (топит) действительность показаний
органов чувств.
Николай
Коперник уверил самого себя, что восприятие движения звезд вокруг Земли
является искаженным восприятием. Он разработал альтернативное представление о
вращении Земли вокруг своей оси с периодом 24 часа. Коперник совершил переход
от искаженного восприятия (циклическое движение звезд вокруг Земли с периодом
24 часа) к вещи, противоречащей искаженному восприятию, и вещь есть вращение
Земли вокруг своей оси. Исаак Ньютон
уверил самого себя, что вестибулярный аппарат дает искаженную информацию,
согласно которой сила земного притяжения не зависит от расстояния между
глубинными слоями земли и человеком, внутри которого находится вестибулярный
аппарат. Для преодоления искаженного восприятия силы земного притяжения, Ньютон
математически обосновал концепцию о наличии зависимости силы земного притяжения
от расстояния. Отказавшись от
использования искаженного восприятия, Ньютон совершил переход от искаженного
восприятия к вещи, противоречащей искаженному восприятию, и вещь есть
квадратичная зависимость силы земного притяжения. Коперник и Ньютон потопили
сенсуально-эмпирические факты (вращение Солнца вокруг Земли, независимость силы
земного притяжения от расстояния между предметом и глубинными слоями земли).
Фридрих Энгельс: «Великие люди, которые во Франции просвещали… выступали
крайне революционно. Религия, понимание
природы, государственный строй — все
необходимо подвергнуть самой беспощадной критике, все должно было предстать
перед судом интеллекта и либо оправдать свое существование, либо отказать в
существовании»(Сочинения, т.20, с.16).
В
середине семнадцатого века многие философы и естествоиспытатели пришли к
единому мнению о том, что вода, находящаяся в воде, имеет вес, хотя рука,
удерживающая легкое ведро в глубине воды, не ощущает тяжести воды, находящейся
в ведре. В середине семнадцатого века отказано в существовании невесомости
воды, находящейся в воде, и тем самым в логических категориях был потоплен сенсуально-эмпирический факт, подтверждаемый
мышечным чувством.
Энгельс
вкладывал в слова «отказать в существовании» такой же смысл, каким смыслом
Маркс наделил слово «топят».
Энгельс
с одобрением относился к потоплению сенсуально-эмпирических фактов в логических
категориях (т.е. к отказу в существовании, связанному с ложными свидетельствами
органов чувств). Маркс недостаточно глубоко изучил идеалистическую философию, а
также философию Фейербаха, и это повлияло на отрицательное отношение к
потоплению сенсуально-эмпирических фактов.