Глава 13. Классификация
Газообразные
вещества имеют приятный запах, или резкий неприятный запах, или не имеют
запаха. Тот или иной запах,
воспринимаемый органом чувств, является
характерным признаком конкретного газа, то есть признаком, делающим один
конкретный газ обособленным от другого конкретного газа. Несколько газов,
имеющие похожий запах, можно объединить в один вид. Отбросив свойства,
заключающихся в запахах, и некоторые другие свойства, можно мысленно создать
обобщенное понятие (род) «газообразные вещества», имеющее широкий объем и
объединяющий все газы. Объединяющее родовое понятие будет описывать
отдельные малочисленные конкретные свойства газов, являющимися
существенными, но родовое понятие не
будет включать в себя длинный список несущественных свойств, присущий каждому газу
и каждому виду газов. Родовое понятие будет менее конкретным, чем видовое
понятие, и еще менее конкретным, чем конкретный газ.
Человек
при помощи глаз наблюдает за твердыми вещами, находящихся в воде, и
обнаруживает их способность плавать на поверхности воды или погружаться в воду.
На основе показаний органов чувств человек разделяет известные ему виды твердых
вещей на два рода — плавающих и
тонущих. Свойство плавать на поверхности
воды отделяет один вид твердых вещей от другого вида, которому свойственно
тонуть в воде. Мысленно исключая
свойство плавать и тонуть, и другие свойства,
можно создать род «твердые вещи», и в этот род включаются все твердые вещи, независимо от их видовых
свойств плавать или тонуть в воде.
Разделение
между твердыми и газообразными веществами не вносится человеком в природу, а
навязаны человеку самой природой.
Жидкости
бывают легковоспламеняющимися, трудно-воспламеняющимися, негорючими. После
объединения конкретных жидкостей в виды «легковоспламеняющихся»,
«трудновоспламеняющихся», «негорючих» (после объединения объектов нижележащего
уровня в элементы вышележащего уровня обобщения, на основании наличия сходных
признаков у нижележащих объектов), осуществляется дальнейшее обобщение, и указанные виды объединяются в род «жидкости». При мысленном создании рода, человек не
принимает во внимание видовые признаки
легкой воспламеняемости или невозможности горения.
Индивидуальные,
конкретные предметы, существующие объективно и обладающие множеством свойств, в
процессе объединения в виды, роды, классы, превращаются в элементы, обладающими
лишь свойствами, необходимыми для осуществления объединения. Элементы тождественны друг другу, каждый
элемент может быть представителем любого другого элемента.
Чем
меньше признаков мысленно выдвигается на передний план, тем шире группа вещей,
объединенных понятием. Движение от
многообразия к обобщающему единству завершается созданием наиболее широкой
группы понятий — «материи», и это квалифицирующее понятие включает в себя (посредством исключения отделяющих
свойств) классифицирующие роды твердых веществ, жидкостей, газов, плазмы. Конкретных вещей много, видов мало, родов и
классов еще меньше. Путь к
всеобобщающему классу «материя» начинается с деятельности органов чувств,
обнаруживающих различные запахи, плавание на воде вещей, воспламеняемость, и
многие другие свойства.
В.И.Ленин: «Английский махист Пирсон, бешено воюющий с
материализмом, говорит: «С научной точки зрения не может быть возражения против
того, чтобы классифицировать известные более или менее постоянные группы
чувственных восприятий, объединяя их вместе и называя материей»… Здесь нет фигового листочка «элементов», и
идеалист прямо протягивает руку агностику»(«Материализм и эмпириокритицизм»,
ПСС, т.18, с.148).
С
помощью органов чувств человек исследует свойства вещей, посредством мысленного
исключения отличающихся свойств, создает
виды вещей, роды, классы, и, работая субъективным мышлением, приходит к
пониманию наивысшего класса, к которому применяется название «материя».
Мыслительный класс понятий «материя» не существует, когда мыслящего
человека еще нет или уже нет. Поэтому мыслительный класс в своем существовании
зависит от мышления.
Карл
Пирсон показал, как от чувственных восприятий люди доходят до понимания
наивысшего класса «материя», как
мыслительный класс становится зависимым от
мыслительной деятельности, и за это Ленин назвал Пирсона борцом против
материалистического мировоззрения, согласно которому материя не зависит от
мыслительной деятельности. Мнение Беркли и Пирсона о неспособности мыслительного
класса воздействовать на органы чувств и вызывать ощущения, было опровергнуто
Лениным указанием на то, что наука точно и неопровержимо установила способность
материи воздействовать на органы чувств и вызывать ощущения.
Рихард
Авенариус исследовал человеческие высказывания о внешнем или внутреннем мире,
имея ввиду, что высказывания находятся в зависимости от понимания человеком
внутреннего или внешнего мира. Высказывания об окружающем мире зависят от
ощущений, мышления и иных объективных и субъективных факторов. Карл Пирсон согласился с Рихардом Авенириусом
в вопросе о зависимости от психического ощущения и психического мышления человеческих
высказываний относительно физической материи, и это означает, что Пирсон, вслед за Авенариусом, «отрицает бытие
физического, независимого от психики»(В.И.Ленин, ПСС, т.18, с.148).
9 февраля 1953 года ученый совет
физического института Академии Наук СССР вынес и утвердил решение «О
философских ошибках в трудах академика Л.И.Мандельштама». В частности, в
решении сказано следующее: «Разбирая вопрос об установлении единиц длины (эталонов)
в системах, двигающихся друг относительно друга, Л. И. Мандельштам сводит эту
проблему к установлению ≪единого
языка≫, и
говорит: ≪Мы должны
подобрать такой язык, чтобы эталон, измеренный из одной и из другой
системы, был одинаков≫ (стр. 223) или ≪Принцип относительности утверждает или
предполагает большее — что я могу выбрать
язык, на котором явления в другой системе описывались бы так же, как и в первой≫(стр. 212). Такого рода высказывания,
в которых установление объективных свойств явлений сводится к ≪выбору языка≫,
показывают ошибочные философские взгляды Л. И. Мандельштама на сущность
и роль физики, так как законы природы не
зависят от тех или иных соглашений между учёными».
Л.И.Мандельштам говорил о том, что
исследователи с помощью своего ума разрабатывают теоретические определения и
математические формулы, приспосабливающиеся к природным явлениям. Исследователи
совершают выбор между несколькими надуманными определениями и математическими
формулами, чтобы подобрать (подобно подбору отмычки к замку) наиболее
приспособленные к природным явлениям, чтобы удовлетворить свое желание на
обладание определениями и формулами, адекватно описывающими природные явления. Теоретические
определения и математические формулы подвергаются приспособлению к объективному
миру посредством измышления произвольных определений и формул, и выбора среди
них наиболее адекватных. Философы-материалисты
образца 1953 года нашли недостатки в
высказываниях Мандельштама, состоящие в том, что зависимость определений и
формул от желаемого выбора исследователя может привести к ошибочному мнению о
зависимости законов природы от желаний исследователя. Точка зрения Мандельштама о том, что познание
законов природы осуществляется в условиях подбора определений и математических
формул посредством выбора среди нескольких определений и формул, оказалась
противоречащей материалистической философии, согласно которой существование
природы и природных законов не зависит от выбора среди нескольких определений и
математических формул.
Решение
«О философских ошибках в трудах академика Л.И.Мандельштама» ученого совета
физического института Академии Наук СССР имеет некоторое сходство с мнением
В.И.Ленина относительно философских взглядов К.Пирсона. Карл Пирсон утверждал,
что мысль движется от показаний органов чувств к пониманию наивысшего класса
«материя», что ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
находится в зависимости от мыслительной деятельности. Ленин не согласился с точкой зрения Пирсона,
так как из этой точки зрения вытекает вывод, противоречащий материализму, а
именно, вывод о том, что СУЩЕСТВОВАНИЕ
ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА находится в зависимости от мыслительной деятельности.
Изречение
«природные явления зависят от исследований, которым подвергаются природные
явления» является идеалистическим и субъективистическим изречением. Изречение «содержание учебников по естествознанию
зависит от исследований, которым подвергалась природа перед созданием
учебников» является преддверием идеалистического изречения. Чтобы не произошло
соскальзывание естествоиспытателей в сторону идеализма, необходимо подвергать
резкой критике и первое изречение, и второе изречение.
Человеческое
познание окружающего мира должно быть таково, чтобы не возникло подозрение в
зависимости окружающего мира от познавательных способностей человека. Будет лучше, когда познавательные способности
не применяются.
Взаимоотношение
психического и материального оказывается перевернутым, как в камере-обскуре,
когда материальное выставляется как подчиненное психическому, — так писал Маркс в книге «Нищета философии».
Пирсон
выразился в том смысле, что наивысший класс «материя» в своем существовании как
класс внутри классификации, зависит от человеческой психики. Ленин пришел к
выводу, что материальное Пирсон выставил как подчиненное психическому, и этим Пирсон противопоставил себя Марксу.
На страницах 325-330 книги
«Материализм и эмпириокритицизм» написано о том, что реакционные поползновения
порождаются самим прогрессом науки, и реакционные поползновения состоят в
следующем. Чрезмерное абстрагирование
приводит к тому, что пошатнулось доверие к абстрактным научным постулатам. Имеет место кажущееся удаление теорий от
объективных фактов, что приводит к квалификации теорий как произвольных; категории естествознания ученые сводят к
простым рабочим гипотезам, которых нельзя считать достоверными. Распространяется сомнение в существовании
такой реальности, какая изображается теориями.
В
книге «Диалектика природы» Фридрих Энгельс не согласился с реалистичностью, приписываемой
математическому понятию — корень из минус единицы. Это понятие признано Энгельсом произвольным,
недостойным доверия, условным символом, далеким от объективных фактов. Энгельс рассматривал корень из минус единицы как
абстракцию без реальности, как общее представление, которому не соответствует
ничего в материальном мире. Реальность
не такова, как она изображается математическим понятием «квадратный корень из
минус единицы». Получается, что Энгельс был захвачен реакционными
поползновениями, и высказывал реакционные фразы.
«Кризис
современной физики состоит в отступлении ее от прямого, решительного и
бесповоротного признания объективной ценности ее теорий»(В.И.Ленин,
«Материализм и эмпириокритицизм», ПСС, т.18, с.324). Энгельс отказался признать объективную
ценность математической теории, указывающей на реалистичность квадратного корня
из минус единицы, и тем самым Энгельс положил начало кризису в науке.
(В 22-й главе «Субъективный аспект кризиса в
науке» продолжаются рассуждения о роли Фридриха Энгельса в развязывании кризиса
в науке.)
В
книге «Святое семейство» Карл Маркс и Фридрих Энгельс высказали убежденность в
том, что в природе нет материального объекта, точно соответствующего классу понятий «плод вообще». (Мнение К.Маркса
и Ф.Энгельса о «плоде вообще» излагается в следующей 14-й главе «Потопление
фактов в море измышлений».) В книге «Диалектика природы» Энгельс не согласился
с наличием в природе материальных объектов, соответствующих классу понятий
«квадратный корень из минус единицы». В
книге «Философские тетради» В.И.Ленин рассмотрел вопрос о реальности того, что
изображается в классификации: «Идеализм
первобытный: общее (понятие) есть отдельное существо. Это кажется диким,
чудовищно (вернее: ребячески) нелепым»(с.229). Такое отношение к классам внутри
классификации, соединялось с признанием приверженности к материализму Маркса,
Энгельса, Ленина.
Точно
также относился к классам внутри классификации Кант — он отрицал существование
в природе материальных объектов, точно соответствующих классу понятий
«пространство вообще». Однако, Кант
считается противником материализма. Налицо двойные стандарты: Маркс, Энгельс,
Ленин, Кант одинаково признавали нереалистичными классы в классификации, но за
такое действие Кант считается противником материалистического мировоззрения, а
Маркс, Энгельс, Ленин считаются проводниками материалистического мировоззрения. Канту запрещено делать то, что позволительно
делать Марксу, Энгельсу, Ленину.
Людвиг
Фейербах в диссертации «Об едином, универсальном, бесконечном разуме» писал,
что любой человек обладает носом. «Но нос, как таковой, не существует; это — абстракция. Существуют лишь многие разнообразные
носы...»
По
мнению Фейербаха, нос – это символ, обозначение не существующего в реальности.
Ленин многократно утверждал, что когда что-то именуется символом, то
использование такого наименования свидетельствует об идеалистическом
мировоззрении.
Иногда люди говорят: «Произошло
отравление в связи с употреблением плодово-ягодного вина». С философской точки зрения, эта фраза абсурдна,
поскольку в природе нет плодов и ягод, но есть конкретные кусты земляники,
клубники, арбузов, дыни, деревья груши,
яблони, и др. Из того, что у людей есть
представление о плодах и ягодах, не следует, что вне людей имеются объективные
плоды и ягоды. Представление о плодах и
ягодах не являются образом реальных плодов и ягод, потому что в природе нет
плодов и ягод. Не все человеческие представления являются образами объективной
реальности; описание существующего
предмета включает в себя то, что не существует.
Такой точки зрения придерживался Джордж Беркли. Когда Маркс и Энгельс
заявили об отсутствии в природе «плода вообще», то Маркс и Энгельс согласились
с точкой зрения Беркли о символичности классов.
В природе отсутствует некоторое из того, что присутствует в человеческих
представлениях.
В.И.Ленин:
«Мах спорит против Канта, отстаивая происхождение понятия пространства из опыта…
Если понятие пространства берется нами из опыта, не будучи отражением
объективной реальности вне нас, то теория Маха остается идеалистической»(«Материализм
и эмпириокритицизм», ПСС, т.18, с.185).
Маркс
и Энгельс утверждали, что «плод вообще», «квадратный корень из минус единицы»
не реалистичны, хотя эти классы понятий создавались на основании показаний
органов чувств, т.е. на основании опыта.
Судя по словам Ленина, основоположники марксизма придерживались идеалистической
теории познания, т.к. классы внутри классификации не считались отражением
объективной реальности (классы внутри классификации не рассказывают о
конкретных предметах, из которых состоит объективная реальность).
«Пирсон
из себя выходит, воюя против понятия материи, как чего-то существующего…»(В.И.Ленин,
«Материализм и эмпириокритицизм», ПСС, т.18, с.90).
На
странице 250 Ленин цитирует высказывание Клейнпетера: «Не трудно найти источник
нашей неудовлетворенности Гельмгольцем, если мы вспомним столь ясные слова Маха. Ошибочное понимание слов:
масса, сила и т. д. — вот чем грешит все рассуждение Гельмгольца. Ведь это же
только понятия, продукты нашей фантазии, а вовсе не реальности, существующие
вне мышления».
Классы
понятий «плод вообще», «квадратный корень из минус единицы» считались Марксом и
Энгельсом символическим продуктом мышления, абстракциями без реальности. Маркс
и Энгельс воевали против понятий «плод вообще», «квадратный корень из минус
единицы» как существующего в окружающей действительности. Точка зрения Маркса и
Энгельса имела сходство с точкой зрения Маха и Пирсона. По мнению Ленина,
идеалисты и материалисты различаются отношением к классам внутри классификации —
идеалисты считают классы не изображением объективной реальности, а материалисты
считают классы изображением объективной реальности. Половина всех цитат, приводимых в книге
«Материализм и эмпириокритицизм» и квалифицированных Лениным как проявление
борьбы против материализма, касались номиналистического вопроса об отсутствии в
природе того, что есть в классификации.
Эрнст
Мах учил, что понятие о массе, понятие о силе, понятие о сохранении энергии,
множество других понятий, начинаются с ощущений и проходят через процесс
обобщения и создания видов, родов, классов.
Понятие о массе есть обобщенный мысленный символ ощущений (другими
словами, истолкование ощущений приводит к понятию о массе). Понятие о силе есть
обобщенный мысленный символ ощущений. Понятие о вещественном материальном теле
есть обобщенный мысленный символ ощущений. Мах в конце девятнадцатого века не
догадывался о том, что Ленин в 1908-1909 годах напишет книгу «Материализм и
эмпириокритицизм», и поэтому Мах допустил оплошность — вместо словосочетания
«понятие о массе» он неосторожно использовал слово «масса», вместо «понятие о
силе» — «сила». У Маха получилось, что
масса, сила, тело есть обобщенный мысленный символ ощущений. Любопытно
отменить, что на странице 48 книги «Материализм и эмпириокритицизм» В.И.Ленин
привел цитату из сочинения Маха, в которой Мах не допустил оплошность: «…комплексов,
которые обыкновенно называются телами…» В этой фразе Маха отсутствует
отождествление ощущений и тел; ощущения подвергаются истолкованию и обобщению,
и получившееся абстрактное символическое обобщение получает абстрактное имя
«внешнее тело»; в данном случае Мах приравнял то, что Ленин считал
нематериальным, к тому, что Ленин также считал нематериальным; приравнивание
нематериального к нематериальному не является идеализмом. Ленин обнаружил высказывание Маха «тела суть
мысленные символы для комплекса ощущений»(с.249), и сделал компрометирующий Маха вывод о том,
что тела находятся там же, где находятся мысленные обобщения, т.е. в
мозгу. Ленин сделал еще один вывод:
поскольку Мах подразумевает нахождение тел внутри головного мозга, то
мировоззрение Эрнста Маха заключается в отрицании пребывания тел вне мозга. Мах
допустил оплошность, и эта оплошность была использована Лениным для
компрометации Маха и приписывания ему мнения о несуществовании тел вне мозга.
Подобная
неприятность произошла и с Богдановым. А.А.Богданов сделал промашку и написал
«энергия — это понятие». Ленин сделал вывод, что понятие находится в головном
мозгу, и там же находится энергия (поскольку понятие и энергия одно и то же,
согласно фразе «энергия — это понятие»). Вне головного мозга нет понятий, и, поскольку
понятие и энергия это одно и тоже, то вне головного мозга нет энергии, согласно мировоззрению Богданова. Если бы
Богданов написал «понятие об энергии» вместо «энергия — это понятие», то тогда
у Ленина не было бы повода обвинить Богданова в отрицании существования энергии
вне мозга. От порядка слов зависит,
будет ли человек солипсистом.
«То,
что мы называем материей, есть
закономерная связь элементов («ощущений»)». Такова цитата из сочинений Маха,
приведенная на странице 148 книги «Материализм и эмпириокритицизм». В этой цитате Мах проявил осторожность, и
«комплексы ощущений» приложил не к материи, а к словам, обозначающим материю. Психические
слова производны от психических ощущений. Если обобщение психических ощущений
приводит к психическим словам, если
психические слова ставятся в зависимость от психических ощущений, если слова
находятся там же, где находятся ощущения, то материальное не отождествляется с
ощущениями, и нет никакого идеализма.
«…Мах
забывает свою собственную теорию и, начиная говорить о различных вопросах
физики, рассуждает попросту, без идеалистических выкрутас, т. е.
материалистически. Все «комплексы ощущений» и вся эта берклианская премудрость
летят прочь»(В.И.Ленин, «Материализм и эмпириокритицизм», ПСС, т.18,
с.60).
Что
летит прочь? Летит прочь «тела есть комплексы ощущений». Что остается? Остается
«слова о телах есть комплексы ощущений».
Мах
не забывает свою собственную теорию — слова, которыми обозначаются окружающие
предметы, имеют психический характер и эквивалентны психическим мыслям,
основанным на психофизиологических комплексах ощущений.
«То,
что мы называем миром, есть прежде всего есть продукт деятельности наших
органов чувств. Этот продукт, без
сомнения, в большинстве случаев является последним звеном в цепи необходимых
зависимостей, другой конец которой находится вне наших органов чувств»(из
письма Маха к Вольскому, 1908 год). «Наблюдение
за другими людьми (или животными) приводит к убеждению, что чувственные
возбуждения человека находятся в отношении зависимости с возбуждениями других
людей (или животных), или иначе, что есть общий для всех физический мир… Существование внешнего мира находит свое
выражение в уравнениях между чувственными элементами, данными людям… Все содержание нашего сознания слагается
исключительно из возбуждений, исходящих из различных частей нашего тела, и эти
возбуждения имеют своим источником или другие части тела, или то, что находится
вне его»(Мах, «Об отношении физики к психологии», 1908 год). «Достаточно
простейших фактов, чтобы принять существование мира, общего для всех других Я,
кроме нашего собственного Я, каковые допущения оказываются равно полезными как
в области теоретической, так и в области практической»(Мах, «Основные идеи моей
естественнонаучной теории познания и отношение к ней моих современников», 1912
год). «Научный опыт учит, что ощущение
представляет собой конечное звено цельной цепи, тянущейся из окружающей среды в
центральную нервную систему, и только в исключительных случаях это звено может
выступить самостоятельно, без внешнего воздействия, создавая
галлюцинации», «Представления суть
образы фактов, психические последствия которых суть опять-таки образы
последствий фактов»(Мах, «Познание и заблуждение», 1905 год). «Форма представлений не меняет ничего в фактах
действительности»(Мах, «Принцип сохранения работы»).
Половина
всех цитат, приводимых в книге «Материализм и эмпириокритицизм» и
квалифицированных Лениным как злобно-клеветнические попытки опровержения
материализма, касались номиналистического вопроса об отсутствии в природе того,
что есть в классификации. Термин «феноменализм» В.И.Ленин приравнял к термину
«номинализм», и получился следующий смысл термина «феноменализм» — имеющееся
внутри класса в классификации (т.е. описание, имеющееся внутри классификации)
не имеется в природе. Фейербах был «феноменалистом», поскольку он отрицал
существование носа вообще.
«Энгельс,
разоблачая непоследовательного и путаного материалиста Дюринга, ловит его
именно на том, что он толкует об изменении понятия времени (вопрос бесспорный
для сколько-нибудь крупных современных философов самых различных философских
направлений), увертываясь от ясного ответа на вопрос: реальны или идеальны
пространство или время? суть ли наши относительные представления о пространстве
и времени приближения к объективно-реальным формам бытия? Или это только
продукты развивающейся, организующейся, гармонизующейся и т. п. человеческой
мысли? В этом и только в этом состоит основной гносеологический вопрос,
разделяющий действительно коренные философские направления... Не в том дело, чтобы Энгельс отвергал и
необходимость и научное значение исследований об изменении, о развитии наших
понятий о времени и пространстве, — а в том, чтобы мы последовательно решали
гносеологический вопрос, т. е. вопрос об источнике и значении всякого
человеческого знания вообще»(В.И.Ленин, «Материализм и эмпириокритицизм», ПСС,
т.18, с.182).
По
мнению Ленина, последовательное (т.е. не делающее уступки феноменализму)
понимание гносеологического вопроса об источнике знания, требует произносить
слова о том, что каждое общее понятие имеет объективный источник своего
происхождения. Например, в природе
объективно существуют плод вообще, корень квадратный из минус единицы,
четвертое или пятое пространственное измерение, они реально воздействуют на человека, и у
человека возникают соответствующие мысли.
Реальны
или идеальны пространство и время? Зависит ли исследуемое от субъекта? Для
выявления этого нужно проводить экспериментальные исследования. Евгений Дюринг
не смог провести соответствующие эксперименты, и поэтому он уклонился от ясного
ответа на вопрос. У Дюринга не было
обоснованного ответа на вопрос, и за это Ленин назвал Дюринга половинчатым
материалистом. В.И.Ленин имел убеждение, что правильное материалистическое
решение гносеологического вопроса возможно без проведения экспериментальных
исследований.
«Одно
дело вопрос о том, как именно при помощи различных органов чувств человек
воспринимает пространство и как, путем долгого исторического развития, вырабатываются
из этих восприятий абстрактные понятия пространства, — другое дело вопрос о
том, соответствует ли этим восприятиям и этим понятиям человечества объективная
реальность, независимая от человечества»,
«Существуют ли электроны, эфир и так далее вне человеческого сознания,
как объективная реальность или нет? На этот вопрос естествоиспытатели так же
без колебания должны будут ответить и отвечают постоянно: да»(В.И.Ленин,
«Материализм и эмпириокритицизм», ПСС, т.18, с. 194, 276).
Путем
долгого исторического развития вырабатываются из восприятий яблок, груш,
орехов, гороха, высоты, длины, глубины, широты, катодных лучей, абстрактные
понятия о «плоде вообще», пространстве, электронах, эфире, и другие
естественнонаучные абстрактные понятия.
По мнению Ленина, высказываемому без колебаний, в природе, вне человеческого
сознания, существуют материальные объекты, для которых абстрактные понятия
являются приблизительно точной копией, и это есть материалистическое
мировоззрение. По мнению Маркса и Энгельса, вне человеческого сознания нет
материального объекта, для которого абстракция «плод вообще» или абстракция
«четвертое пространственное измерение» является приблизительно точной копией.
В.И.Ленину нужно было доказать, что он
является материалистом и он последовательно решает гносеологические вопросы, и
поэтому Ленин дал понять, что каждому человеческому общему понятию
соответствует материальный объект вне человека, и понятия внутри головы
появляются от воздействия материальных объектов, находящихся вне от головы.
Чтобы доказательство принадлежности к материализму стало более убедительным,
Ленин подвергает бескомпромиссной критике тех ученых, которые отрицают
существование в природе материальных объектов, в точности соответствующих
классам внутри классификации.
Если
рассмотреть отношение номиналистов к нереалистичности видов, родов, классов
внутри классификации, и рассмотреть отношение Николая Коперника к
геоцентрической системе Клавдия Птолемея имеет, то обнаружится сходство.
Коперник имел феноменалистский или агностический подход, считая геоцентрическую
концепцию возникшей не от воздействия со стороны материальных объектов, имеющих
такую же форму, которую форму имеет представление Птолемея.
Феноменалистский
или агностический подход к классам внутри классификации признает классы
абстракциями без реальности, и с позиции такого подхода получается, что «…нет
объективной (=ни от человека, ни от человечества не зависящей) реальности,
отражаемой понятиями…»(с.189). В противоположность этому, материалистический
подход признает классы реалистичными, т.е. признает материальное существование
объектов, от воздействия которых возникают приблизительно-точные идеи,
именуемые видами, родами, классами. Материализм признает
объективно-материальные виды, объективно-материальные роды, объективно-материальные
классы, объективно-материальные носы.
Во время написания книги «Материализм и
эмпириокритицизм» В.И.Ленин доказывал свою принадлежность к материалистическому
мировоззрению, и поэтому Ленин убеждал в неприемлемости того, что классы внутри
классификации выставляются как
исключительно продукт человеческой мысли, как мыслительное образование,
которому ничего не соответствует в материальном мире (в природе нет
материальных объектов, для которых классы внутри классификации были бы
приблизительной копией). Когда В.И.Ленин писал книгу «Философские тетради», то он
не ставил перед собой идеологическую цель (доказать свою преданность
материализму), и поэтому вышеуказанное было приемлемым для него; он признал,
что общее не является существом, отдельным от мысли, и Ленин не признал
правильность утверждения «общее (понятие) есть отдельное существо».
Философские зигзаги Ленина вызывают
оторопь. Беркли отрицал материальное существование общего, и в книге «Материализм
и эмпириокритицизм» В.И.Ленин вел борьбу против такого идеалистического
отношения к общему, вел борьбу в защиту существования материального; но в книге
«Философские тетради» выражено согласие с тем, что общее не имеет материального
существования.
Фридрих Энгельс: «Сперва создают
абстракции, отвлекаясь от их чувственных вещей, а затем желают познать их
чувственно, желают видеть время и осязать пространство. Эмпирик до того
втягивается в привычное ему эмпирическое познание, что воображает себя все еще находящимся
в области чувственного познания даже тогда, когда он оперирует абстракциями» («Диалектика
природы»).
Для
признания объективно-материального существования необходимы доказательства;
одним из доказательств является восприятие органами чувств. «Время вообще», «пространство
вообще» и другие психические обобщения не способны воздействовать на органы
чувств, и поэтому отсутствует доказательство их объективного
существования. Из отсутствия
доказательства эмпирик делает вывод: неконкретное время и неконкретное пространство
не являются объективными.
Энгельс
непонятно сформулировал свою мысль, и поэтому неясно, кого он критикует: то ли
тех, кто заявляет об объективности пространства и времени, то ли тех, кто
заявляет о субъективности пространства и времени.
Личинки
комаров, бабочек, жуков-древоточцев, муравьи, осы, мухи-пестрокрылки поздней
осень вырабатывают внутренними органами глицерин, и происходит разбавление глицерином жидкости,
находящихся внутри организма. Процентное содержание глицерина возрастает
приблизительно до 20, и наличие такого количества глицерина снижает температуру
кристаллизации внутренней жидкости до 12 градусов мороза. При температуре 11
градусов мороза внутри насекомых не образуются ледяные кристаллы, и тем самым выработка
глицерина спасает насекомых от гибели, связанной с разрушением организмов
кристаллами льда.
Общим
свойством перечисленных насекомых является выработка глицерина перед
наступлением заморозков, и наличие глицерина производит материальный эффект, заключающийся
в понижении температуры образования ледяных кристаллов. Общее порождает
материальный эффект.
Выработка глицерина происходит
заблаговременно, при положительной температуре, когда температура еще не
вызывает образование кристаллов и не угрожает жизни. Общее возникает до того,
как появился первый конкретный кристалл после понижения температуры до 12
градусов мороза. Общее появляется
раньше, в текущем году, чем появляется первый материальный кристалл.
Причина выживаемости большого количества насекомых при морозе — одна и та
же (пребывание глицерина внутри организма).
Через факт наличия глицерина
можно создать род насекомых — «насекомые,
вырабатывающие глицерин».
В отличие от обобщенного класса «плод
вообще», глицерин рассматривается не как класс или род, а конкретная вещь, не
утрачивающей своей реалистичности от того, что глицерин обнаруживается в
различных живых организмах и является общим для них. В книге «Философские тетради» В.И.Ленин
рассмотрел вопрос о нереальности того, что изображается в классификации: «Идеализм первобытный: общее (понятие) есть
отдельное существо. Это кажется диким, чудовищно (вернее: ребячески)
нелепым». Глицерин является общим для
некоторых живых организмов, и существует отдельно от личинок комаров, бабочек,
жуков-древоточцев, муравьев, ос, мух-пестрокрылок. Но поскольку глицерин не входит в
классификацию живых организмов, то нелепость отсутствует.
Аристотель считал, что все объекты,
а соответственно и их свойства, расположены в одном ряду
по принципу общности — самые общие свойства в центре мира,
а менее общие по краям, наподобие возрастных колец дерева. Согласно
Аристотелю, самые общие свойства являются формирующей причиной для менее общих
свойств, и форма менее общих свойств производна от форм более общих свойств. Находящиеся на периферии мира конкретные
(частные) свойства порождены общим (классом, родом, видом).
Точка зрения
Аристотеля находит свое обоснование в функционировании глицерина — общий
глицерин материально воздействует на свойство конкретных насекомых выживать при
низкой температуре, и при этом общий глицерин появляется внутри насекомых
ранее, чем появляется первый материальный кристалл. Тем не менее, точка зрения Аристотеля ошибочна
— естествоиспытатели многократно выискивали в природе влияние более общего на
менее общее, и такое влияние не обнаруживалось. Менее общее существует
независимо от того, что кто-то создает классификацию и вносит в классификацию
нечто более общее. Практика не
подтверждает правильность умозаключения Аристотеля о том, что яблоко существует
от того, что ранее яблока возник класс «плоды».
Яблоки существовали в то время, когда на Земле не было кого-то, кто мог
произносить слова «класс плодов».
Многие причины
являются общими образованиями, но лишь изредка общее бывает причиной. Поэтому
необходимо считать ошибочным мнение о том, что при любых условиях общее
является причиной.
Класс не воспринимаем
посредством органов чувств, похож на неощущаемую мысль, и поэтому кажется (с
учетом ошибочного мнения о способности общего играть роль причины), что сначала
возникла мысль о классе, а из мысли о
классе возникло яблоко. Если считать
вслед за Беркли, что неощущаемое не существует, то тогда класс «плоды» будет
считаться не существующим материально, а не существующее не может считаться
причиной существования яблока.
Общее, выявленное в ходе построения видов,
родов, классов, не воздействует на человеческие органы чувств, не
воздействующее на органы чувств не существует (постигаемое при помощи только
психических абстракций не имеет материального существования и является
абстрактно-психическим, и об этом после Беркли говорили Кондильяк и Буажире),
несуществующее не может воздействовать на конкретное, следовательно, общее не
воздействует на конкретное (и конкретное не зависит от общего). Идеалисты-номиналисты доказывали, что
существование конкретных вещей не зависит от психических абстракций. Странным образом Ленин убеждал читателей
своих книг, что мнение о несуществовании того, что не воздействует на органы
чувств, имеет своим логическим последствием зависимость существования вещей
от психических абстракций.
Анти-номиналистом необходимо было
скомпрометировать номиналиста Джорджа Беркли, и поэтому анти-номиналисты
объявили этого философа отрицающим существование чувственно-воспринимаемых
вещей. Ленин подключился к травле Беркли
и номинализма. Мах, будучи номиналистом, высказывал взгляды, близкие к
берклианским взглядам (воспоминание о вещах утрачивает чувственное содержание и
является чистой абстракцией), и в связи
с этим Ленин обвинил Маха в отрицании существования вещей (вещи и абстракции
суть одно и то же, и у них нет чувственного содержания). Ленин защищал
материализм, и защита представляла собой компрометацию номинализма.
Неизвестная
вещь-в-себе, нуждающаяся в устранения своей неизвестности, воздействует на
органы чувств, и создает искаженное представление о себе, считаемое
действительным. У разных людей образуются
разные представления, и они считаются действительными, хотя различие указывает
на недействительность. Неизвестная
вещь-в-себе более реальна, чем известное, но искаженное представление.
Вещь-в-себе неизвестна, так как отличающееся от известного искаженного знания
является неизвестным. Явная глупость —
считать, что представления безошибочны, что позади их имеются материальные
прообразы, по содержанию идентичные представлениям. Искаженные представления
подвергаются классификации, и создаются обобщенные (вид, род, класс, и т.д.)
представления. Виду, роду, классу
приписывается свойство быть неискаженными.
Результат классификации (вид, род, класс, и т.д.) не имеет
материального существования. Умопостигаемая материальная вещь-в-себе и
умопостигаемые вид, род, класс имеют некоторое сходство между собой, а именно,
их постижение связано с размышлениями, и сходство провоцирует ложные мысли о
том, что вид, род, класс имеют материальный характер и порождают
материально-конкретное.
При
построении классификации наблюдается обратное отношение объема и содержания —
вид охватывает относительно небольшое количество конкретных вещей, и при этом
вид имеет в себе большое количество свойств, характеризующих объединяемые вещи
(другими словами, вид имеет в себе незначительное количество отличительных
свойств). При переходе к роду, происходит расширение объединяемых конкретных
вещей, и это обусловлено уменьшением (через отбрасывание) количества свойств,
объединяющих вещи. По мере усиления
обобщения выявляется обеднение знания по содержанию конкретных свойств.
Такая закономерность, имеющая место
при философско-логическом осмыслении знания, противоречит интересам ученых,
работающих в естественных науках, так как подразумевается противоположная цель —
исследователь должен добиваться как можно более высокой степени обобщения
без потери конкретности и детализации.
Более того, в естественных науках наблюдается увеличение количества
свойств в процессе обобщения (Д.И.Менделеев при помощи обобщения определил
свойства еще неизвестных химических элементов, и тем самым качественно расширил
знание; Д.Чедвик при помощи обобщения выявил два ранее неизвестных свойства бериллия: свойство бериллия превращаться в углерод, и
свойство бериллия в процессе превращения в углерод испускать нейтроны).
Познавательные
способности переводят конкретное в абстрактно-обобщенное. Мышление делает обобщение более богатым, чем
конкретно-эмпирическое, обобщение становятся
глубже, вернее, полнее. В обобщенной абстракции восстанавливается все
богатство конкретного. Но глубина, верность, полнота обнаруживаются только
после практической проверки. До практической проверки неизвестно, стала ли
абстракции глубже или мельче, имеется ли мнимое в абстракции. Вопрос о том, обладает ли обобщение глубиной
или ложностью, — вовсе не вопрос теории,
а практический вопрос ©.
В
ходе химической реакции происходит выпадение осадка, изменение цвета
реагирующих веществ и их температуры, вещества становятся более плотными или
более рыхлыми. Указанные процессы Георг
Штель рассматривал как следствие воздействия того, что именовалось
флогистоном. Флогистону приписывалось
свойство быть причиной уплотнения веществ и других химических явлений. Когда
Штель составлял в своем уме представление о флогистоне, то происходило ли выискивание
общего между конкретными наблюдаемыми явлениями — выпадением осадка, изменением
цвета реагирующих веществ и их температуры,
уплотнением и разрыхлением веществ? Нет, общее не выискивалось. Причины настолько сильно отличаются от
следствий, что никакое мысленное манипулирование со следствиями не может
подсказать причину.
На страницах 325-330 книги
«Материализм и эмпириокритицизм» написано о том, что реакционные поползновения
порождаются самим прогрессом науки, и реакционные поползновения состоят в следующем. Чрезмерное абстрагирование приводит к тому,
что пошатнулось доверие к абстрактным научным постулатам. Имеет место кажущееся удаление теорий от
объективных фактов, что приводит к квалификации теорий как произвольных; категории естествознания ученые сводят к
простым рабочим гипотезам, которых нельзя считать достоверными. Распространяется сомнение в существовании
такой реальности, какая изображается теориями.
Слова о том, что чрезмерное
абстрагирование имеет следствием расшатывание доверия к научным постулатам,
имеющим абстрактный характер, вероятнее всего, подразумевают формулы Максвелла.
В 1868 году Джеймс Максвелл опубликовал книгу с
несколько десятками формулами, связывающие между собой свойства магнитных сил,
свойства электрических сил, свойства оптических процессов. На протяжении
двадцати лет формулы Максвелла не подвергались практической проверке, и в этот
промежуток времени многие ученые не доверяли чрезмерно абстрактным формулам
Максвелла, и это недоверие вылилось на страницы многих книг и статей в научных
журналах. Ленину было известно о недоверии, и также было известно о
подтверждении формул Максвелла в 1888 году. Ленин с легкостью сделал вывод, что недоверие (в
период до практического подтверждения абстрактных формул) было необоснованным
(недоверие не обосновано, потому что недоверчивое отношение к абстракциям
противоречит правильному пониманию соотношения абсолютной истины, относительной
истины, объективной истины). Ленин не
сдавал экзамен по формулам Максвелла, и у Ленина не появлялось чувство
непонимания этих формул, чувство отдаленности формул Максвелла от реальных
фактов. Ленин не знал формул более
сложных, чем формулы Ньютона, не испытывал чувство непонимания по отношению к этим
простым формулам, и поэтому выраженное в научных статьях и книгах чувство
сомнения, вызванное непониманием тех или иных формул, тех или иных абстрактных
научных принципов, было квалифицированно Лениным как злоумышленное умаление
науки в угоду поповщине. Чтобы защитить
науку, Ленин подверг резкой критике сомневающихся в реалистичности чрезмерно
абстрактных формул и принципов, отдаленных от наблюдаемых фактов, не
проверенных фактами.
Формулы Ньютона тесно связаны с
объективной реальностью и поэтому реалистичны. Формулы Максвелла чрезвычайно
слабо связаны с объективной реальностью и поэтому формулы выглядят
нереалистично (символично). Каждый человек способен, в случае возникновения
сомнений, проверить правильность формул Ньютона, но проверить формулы Максвелла
могут только избранные, приравненные к Нобелевским лауреатам. Герц проверил
формулы Максвелла, и за это получил Нобелевскую премию.