Глава
12. Взгляд Герцена на ученых и на развитие науки
В
философском сочинении «Письма об изучении природы» Александр Иванович Герцен
исследовал отношение ученых к объяснениям. Вначале Герцен обратил свое внимание
на древних греков, и он выяснил, что для греков характерно серьезное отношение.
Объяснение о строении предметов из атомов для греческих мыслителей не была
шуткой, и атомы представляли для них истину; атомизм составлял убеждение,
верование Левкиппа, Демокрита и других древних мыслителей. Физики и химики,
современные Герцену, имеют иное отношение к объяснениям. Они с первого же слова
согласны, что их атомарная теория, может быть, вздор, но вздор облегчительный.
А почему же они, — вопрошает А.И.Герцен, — предают атомарную теорию, и соглашаются, что может быть вещество не из
атомов? Они предают атомарную теорию на том же прекрасном основании лени и
равнодушия, на котором принимают всякого рода предположения! Если откровенно
выразиться, то это можно назвать цинизмом в науке. Рассказывая о строении вещества
из атомов, естествоиспытатели предупреждают вас обыкновенно на первой же
странице статьи, что естествоиспытатели не уверены, в самом ли деле тела
состоят из крупинок неделимых,
невидимых, но имеющих свойства, объем и вес. Не уверены, а существование атомов
принимают для удобства. Таким ленивым приниманием они сами уронили свою теорию.
По их мнению, физика абстрактна по своим вопросам, и в ней главенствуют
ипотетические объяснительные теории (т. е. такие, о которых вперед знают, что
они вздор). С самого начала в понимании
гибнет эмпирический предмет; являются только свойства общего характера
(например, силы); потом вводятся какие-то посторонние агенты (магнетизм и пр.)
Даже бедную теплоту попробовали олицетворить — в теплотворе. А теория света?
Что за жалкое тавтологическое определение света! "Да это все одни временные определения
для того, чтоб как-нибудь не растеряться; мы сами этим теориям не придаем
важности". Очень хорошо, но ведь когда-нибудь надобно же и серьезно
заняться смыслом явлений, — нельзя все время шутить! Принимая для практической пользы
неосновательные ипотезы, в конце-концов, совершенно собьемся с толку. Сюда
принадлежат насильно стесняемые представления, будто бы для вящей понятности: "Если
мы представим себе, что луч света состоит из бесконечно малых шариков эфира,
касающихся друг друга..." Зачем же я стану себе представлять, что свет
солнца падает на меня так, как дети яйца катают, когда меня уверяют, что это
лишь предположение? В физических науках принято за обыкновение допускать
подобного рода ипотезы, т. е. условную ложь для объяснения; ложь не остается снаружи объяснения, но ложь
(иначе она была бы вовсе не нужна) проникает в объяснение, и вместо истины
получается странная смесь эмпирической правды с логической ложью; эта ложь
осознается и заставляет сомневаться в истине. Ипотезы отрицательно повлияли на
теории: теории личны, шатки, неудовлетворительны. Принимая всякую теорию за
личное дело, за удобное размещение
частностей, натуралисты отворяют дверь убийственному скептицизму.
Александр
Иванович Герцен разделял естествоиспытателей на две группы: на серьезных
ученых, и на несерьезных циников. Первые
уверены в том, что теории (объяснения) правильно обрисовывают действительный
мир, и пишут статьи и книги, которыми убеждают в правильности рисунка. Другие
действуют по-противоположному, и своими статьями и книгами распространяют
скептические настроения, учат не придавать важности объяснениям природных
процессов, вносят в умы мысль об иероглифическом характере теоретических объяснений.
Создается
впечатление, что для А.И.Герцена наиважнейшее значение имеет то, какими словами
пишутся статьи и книги о науке. Герцен убежден, что ученый должен составлять
фразы таким образом, чтобы читатели, ознакомившись с фразами, приходили к
выводу — ученый уверен в своей правоте и в правоте теории (объяснения).
Герцену
не нравились книги, содержавшие легкомысленные фразы, не вселяющие уверенности
в правоте теории, допускающие возможность отбрасывания теории как ненужной вещи
для замены ее на другую новомодную теорию. В природе существует то, что сейчас
понятно ученым, и то, что сейчас неизвестно и непонятно ученым. Герцен выступал
против того, чтобы ученые в своих книгах описывали неизвестное и непонятное, и
одновременно с этим акцентировали внимание на сомнительности и недостоверности
знания, касающегося неизвестного и непонятного. Когда ученые описывают и
объясняют неизвестное или малоизвестное, то описание и объяснения содержат
ошибки и противоречия. Ученые осознают и
озвучивают наличие ошибок, и этим вызывают недовольство Герцена.
А.И.Герцен
с явным осуждением относился к ученым,
чьи рассказы о научной деятельности указывают
на непонимание учеными того, что подвергается исследованию. Ученые недоверчиво
относятся к созданным ими объяснениям, направленным на действительные, но
непонятные природные явления, и такое отношение к объяснениям Герцен квалифицировал
как противоречащие смыслу науки.
Герцен
придерживался точки зрения, что необоснованные рассуждения, не прошедшие
проверку, имеют ненаучное или лженаучное
содержание, и своей критикой Герцен побуждал ученых прекратить заниматься
лженаукой. Реалистичность науки обеспечивается обращением внимания только на
реалистичные (т.е. понятные и хорошо исследованные) природные явления. Наука
должна включать в себя только то, что науке точно известно, что хорошо изучено.
Плохо изученное не должно входить в состав науки. (В четырнадцатой главе «Потопление фактов в
море измышлений» будет показано, что аналогичной точки зрения придерживались
Карл Маркс и Фридрих Энгельс.)
Герцен
отрицательно относился к точке зрения, высказанной Чернышевским, согласно
которой естествоиспытатель должен осознавать и дискурсировать относительно
неизвестности исследуемого: «Исследователь идет ощупью, наугад, он принужден руководиться не столь верными
способами к отыскиванию настоящего пути, теряет много времени в напрасных
уклонениях по окольным дорогам с тем, чтобы возвратиться с них к своей исходной
точке, когда увидит, что они ведут ни к
чему, и чтобы снова отыскивать новый путь; еще больше теряется времени в том,
чтобы убедить других в очевидной непригодности путей, оказавшихся непригодными,
в верности и удобстве пути, оказавшегося действительным».
В
1953 году Вернер Гейзенберг высказал точку зрения, близкую к точке зрения
Н.Г.Чернышевского — «Более целесообразно ввести сперва в физическую теорию
большое количество понятий, не принимая во внимание их строгую обоснованность
на опыте, и предоставить природе в отдельном случае каждой теории решать, требуется ли и в каких пунктах пересмотр
понятий».
«Физика
представляет собой развивающуюся логическую систему, основы которой можно
получить не выделением их каким-либо индуктивным путем из опыта, а лишь
свободным вымыслом. Обоснование системы производится на доказательстве
применимости вытекающих из нее теорем, в области чувственного опыта»(Альберт
Эйнштейн, «Физика и реальность», 1936 год).
В
высказываниях Чернышевского, Гейзенберга, Эйнштейна можно найти все, что
вызывало негодование у Герцена: и признание вздорности, которая вносит
некоторое облегчение, и неуверенность с сопутствующим удобством, и нежелание
придать важность воззрениям.
Беспристрастный
ум, освобожденный от всякого рода предрассудков (и от гипотез), внимающий опыту
— только такому уму покорится познаваемая природа. Факты
имеют способность сами себя объяснять, и задача естествоиспытателя заключается
в том, чтобы не отвлекаться на посторонние воздействия и не примешивать свои
фантазии к преподносимой фактами информации.
А.И.Герцен
написал в сочинении «Письма об изучении природы», что на начальном этапе
познания создаются представления, которые на время облегчают труднейший вопрос,
но пускают нездоровые соки в мышление, в результате чего представления о
природе становятся уродливыми, искаженными.
Особенно досталось Декарту. «Рене Декарт дал физикам опасный пример
прибегать к личным ипотезам там, где недостает понимания; так, например,
движение небесных тел он объяснял вихрем, крутящим их около солнца; стараясь
математически вывести все явления планетной жизни, он делает ипотезы, в которые
сам не уверен («хотя они никогда не происходили таким образом»)». Одно
непонятное Декарт объяснял другим
непонятным, и при этом не верил в предложенное им субъективистское (названное
Герценом личным) объяснение. А.И.Герцен озвучил три философские проблемы:
ученые сомневаются в выдвинутых ими объяснениях, фантастические предпосылочные
объяснения искажают понимание природных явлений и являются помехой для научного
исследования, необходимо внимать природе, а не фантазиям, чтобы природа
направила мысли в правильном направлении. Необходимо еще раз напомнить, что
Л.И.Мандельштам, Г. Гельмгольц, Г.Мило отказали природе в способности дать ученым
однозначное, лишенное произвольности,
определение причинам природных явлений.
Необходимо еще раз напомнить, что природа давала И.Ньютону закон о
сущности земном притяжении, но Ньютон оказался не в силах принять от природы
сущность.
Вернадский
придерживался мнения, сходного с мнением Герцена. Вернадский отрицательно
относился к тому, что, по словам Чернышевского, исследователь идет ощупью,
наугад, и такое движение, по мнению Вернадского, спровоцировано применением
гипотез; это движение сопровождается затемнением научного понимания. Вернадский
заявил о необходимости отказаться от гипотез и от объяснений (В четырнадцатой
главе «Потопление фактов в море измышлений» будет показано, как к отказу от
объяснений относились Карл Маркс и Фридрих Энгельс). Гипотезы виноваты в том, что они ограничивают
область научного искания и заранее предрешают его результат. Ряд научных понятий не имеют своим источником
реальный опыт, выходят за границу опыта, и их источником являются
чрезмерно-абстрактное мышление (т.е. мышление, создающее фантастические
гипотезы); результат чрезмерно-абстрактного мышления допустимо оценивать как
фикцию (такое мнение Вернадского совпадает с мнением Маркса и Энгельса,
изложенного в четырнадцатой главе «Потопление фактов в море измышлений»). В области
нашего практического изучения, говорил Вернадский, нам не приходится
сталкиваться с абстракциями (в следующей тринадцатой главе «Классификация»
будет обсуждаться мнение В.И.Ленина о возможности реального столкновения с
абстракциями).
Вернадский
положительно отозвался о теоретической нагруженности фактов (о таком явлении в
философском осмыслении научных исследований пойдет речь в семнадцатой главе).
«Мы
встречаемся с своеобразным состоянием наших знаний в области биологических наук
по сравнению с науками о косном веществе.
Мы уже видели, что и в последних оказалось необходимым оставить в
стороне наши представления о биосфере и составе земной коры, в течение долгих
поколений казавшиеся правильными, отбросить долго царившие объяснения чисто
геологического характера. То, что казалось логически и научно неизбежным, в
конце концов, оказалось иллюзией. Положение в области изучения жизни еще более
трудное, так как едва ли есть область естествознания, которая бы в самых
основных своих понятиях была так проникнута чуждыми по своему генезису науке
философскими и религиозными построениями.
…они ограничивают область научного искания и заранее предрешают его
результат; вносят в научную область угадку, затемняют научное понимание… Правильным является поэтому стремление, все
более и более преобладающее в научных исканиях…подходить к изучению явлений чисто эмпирически, считаться с
невозможностью дать "объяснение"…
Сейчас к явлениям жизни можно подходить с залогом успеха только
эмпирически, не считаясь с гипотезами... Между эмпирическими обобщениями и
научными гипотезами существуют огромные различия, и точность их выводов далеко
не одинакова. В обоих случаях — и при эмпирических обобщениях, и при гипотезах
— мы пользуемся дедукцией для вывода следствий, проверяемых путем изучения
реальных явлений. В такой науке исторического характера, какой является
геология, эта проверка производится научным наблюдением. Но различие заключается в том, что
эмпирическое обобщение опирается на факты, индуктивным путем собранные, не выходя за их пределы и не заботясь о
согласии или несоглaсии полученного вывода с другими существующими философскими
представлениями о природе. В этом отношении эмпирическое обобщение не отличается от
научно установленного факта: их совпадение с нашими научными представлениями о
природе заурядно, их противоречие с ними составляет научное открытие. В эмпирическом обобщении, хотя и выдвигаются
на первое место некоторые определенные признаки явления, всегда сказывается
влияние и всех других признаков, принятых во внимание при установке научного
факта, — всего явления целиком.
Эмпирическое обобщение может очень долго существовать, не поддаваясь
никаким гипотетическим объяснениям, являться необъясненным и все же оказывать
благотворное влияние на понимание явлений природы. Но затем часто наступает момент, когда оно
вдруг начинает освещаться новым светом, становится областью создания гипотез,
начинает менять наши схемы мироздания и само меняться. Очень часто тогда
оказывается, что в эмпирическом обобщении мы имели не то, что думали... Совершенно иначе строится гипотеза или
теоретическое построение. При гипотезе принимается во внимание какой-нибудь
один или несколько важных признаков явления и на основании только их строится
представление о явлении, без внимания к другим его сторонам. Научная гипотеза
всегда выходит за пределы фактов, послуживших основой для ее построения, и
потому — для необходимой прочности — она неизбежно должна связываться со всеми
господствующими теоретическими построениями, им не противоречить. …ряд проблем, которые ставятся в науке,
главным образом в философских ее обработках, исчезает из круга нашего
рассмотрения, так как они не вытекают из эмпирических обобщений. …эти вопросы вошли в науку извне, зародились
вне ее — в религиозных или философских исканиях человечества. И это ясно может
быть установлено при сравнении их с эмпирической областью точно установленных
научных фактов… При столкновении философских представлений с эмпирическими обобщениями
можно оставить их в стороне и допустима логическая оценка их как философских
фикций…в области нашего изучения мы с ними реально не встречаемся» (Владимир
Иванович Вернадский, книга «Биосфера и ноосфера», раздел «Биосфера в мировой
среде»).
В
рассуждениях Вернадского содержится намек на то, что выход за пределы опыта
привел к неадекватности, иллюзорности некоторых представлений о природе, к
отбрасыванию объяснений чисто геологического характера, в течение долгих
поколений казавшихся правильными. В следующем абзаце пойдет речь о том, как
ученый Чедвик отбросил объяснение, выходящее за пределы опыта.
Артур
Комптон в 1923 году проводил эксперименты по облучению графита рентгеновскими
лучами, в ходе которых было установлено, что из облученного графита вылетают
электроны, выбитые рентгеновскими лучами. (Рентгеновская волна, выбивший
электрон, после взаимодействия с электроном имеет уменьшившуюся частоту, и это
было обнаружено Комптоном. Значительно позднее обнаружилось, что после
взаимодействия с электроном некоторые рентгеновские волны увеличивали свою
частоту. Поскольку Комптон при объяснении эффекта не учитывал «учащенные»
рентгеновские волны, то впоследствии появились объяснения, учитывающие такие
лучи, и по этой причине новые объяснения
вступали в противоречие с объяснением Комптона). Было известно, что
бомбардировка альфа-частицами (которые теперь рассматривались как ядра гелия)
может вызвать распад атома азота на более легкие ядра других элементов. В 1930
году Вальтер Боте облучал
альфа-частицами различные элементы, в том числе бериллий, и получил сильное
вторичное излучение, являющимся гамма-лучами (родственными рентгеновским
лучам). В то время ученые находились под впечатлением открытия Артура Комптона,
который установил, что рентгеновские лучи выбивают из вещества электроны.
Поэтому, когда в 1931 году супруги Жолио-Кюри, продолжая исследования Боте,
изучали прохождение излучения бериллия (вызванного облучением бериллия
альфа-частицами) через вещества, богатые водородом, наблюдали образование
интенсивных потоков протонов (ядер атомов водорода), они истолковали это как
отрыв протонов от атомов под воздействием мощных гамма-лучей, как разновидность
эффекта Комптона. Джеймс Чедвик также исследовал образование протонов под
действием вторичного гамма-излучения бериллия (и излучения углерода, гелия), и
он подвергал воздействию излучения большое количество веществ. Обнаружив, что
происходит выбивание ядер легких химических элементов, Чедвик пришел к выводу,
что наблюдаемый эффект трудно объяснить воздействием гамма-излучения. Чедвик
теоретически доказал, что крайне мало вероятно (поскольку предположительно нарушается
закон сохранения энергии), чтобы при столкновениях альфа-частиц с бериллием и
другими веществами могли возникать гамма-лучи с энергией, достаточной большой
для того, чтобы выбивать протоны и ядра легких элементов. Поэтому он оставил
идею о гамма-лучах и сосредоточился на иной теории. Приняв существование
нейтрона, он показал, что в результате захвата альфа-частицы ядром бериллия
может образоваться ядро химического элемента углерода, причем освобождается
один нейтрон. То же самое исследование было проделано и с бором — еще одним
элементом, порождавшим проникающую радиацию при бомбардировке альфа-лучами.
Альфа-частица и ядро бора соединяются, образуя ядро азота и нейтрон. Высокая
проникающая способность потока нейтронов обусловлена тем, что нейтрон не
обладает зарядом и, следовательно, при движении в веществе не испытывает
влияния электрических полей атомов. Нейтрон содержит в себе больше энергии и
механического импульса, чем гамма-луч. Результаты экспериментов, проведенных
Чедвиком в Кавендишской лаборатории в Кембридже, были опубликованы им в 1932 г.
Таким
образом, супруги Жолио-Кюри и Чедвик придерживались различных объяснений по
поводу природы излучения, вылетающего из бериллия при его бомбардировке
альфа-частицами.
Прав
ли был А.И.Герцен, когда сказал, что некоторые создают вздорные,
неудовлетворительные (т.е. сомнительные, искусственно натянутые) и шаткие
теории? Да, прав. Почти через век после опубликования философского труда
Герцена, Джеймс Чедвик пошатнул и уронил теорию Вальтера Боте и Жолио-Кюри о
вылете гамма-излучения из атомов бериллия, и доказал вздорность этой теории.
Фредерик и Ирен Жолио-Кюри принимали теорию за удобное размещение частностей,
за личное субъективное дело, и не положили в основу теории факт вылета
нейтронов. Описание вылетающих из бериллия гамма-лучей изображало
психологические размышления Жолио-Кюри, но не изображало объективные нейтроны.
Вместо закономерностей физического явления, в теорию вошли закономерности
восприятия физического явления. Супруги Жолио-Кюри построили теорию (о гамма-лучах), и эта
теория потеряла свой объективный источник (нейтроны). Мышление Жолио-Кюри было
не связано с таким внешним обстоятельством, как вылет нейтронов из бериллия.
Чедвик своими экспериментами доказал, что временное определение о гамма-лучах
является фантастическим, что у Жолио-Кюри отсутствовало знание о природе
излучения, исходящего из бериллия. Доказав отсутствие знания, Чедвик внес
совершенно ненужный элемент агностицизма.
Чедвик
подтвердил мнение Герцена о том, что ученые сочиняют легкомысленные
фантастические теории. Но при этом Чедвик одобрительно отозвался относительно
создания фантазий.
Физик-теоретик
занимается тем, что создает новые физические теории или хоронит старые
физические теории (например, Ломоносов похоронил теплородную теорию, Френель
похоронил теорию Ньютона о гравитационном притяжении световых лучей краем
непрозрачного диска, Фраунгофер
похоронил теорию Волластона о темных полосах в спектре, созданных природой для
отделения друг от друга различных цветов, Чедвик похоронил теория Жолио-Кюри о
гамма-лучах). Химик-теоретик занимается тем, что создает новые химические
теории или хоронит старые химические теории. Похожие занятия имеют астрономы,
геологи, биологи, бактериологи и деятели других наук.
Философ,
специализирующийся в теории познания,
занимается тем, что исследует процедуру создания новых физических,
химических, астрономических, геологических, биологических теорий, и исследует
процедуру похорон теорий.
Физикам
нужны ответы на физические вопросы,
философам нужен ответ на вопрос:
как физики выискивают ответы на физические вопросы.
У
некоторых людей развивается болезнь, именуемая манией величия. У больного
возникает непоколебимое убеждение в своем высоком предназначении, в том, что им
сделано (или скоро будет сделано) теоретическое или практическое открытие,
имеющее необычайно важное, универсальное значение, и его внедрение
облагодетельствует человечество. Больной считает себя великим изобретателем,
значимым персонажем, и сравнивает себя с великой исторической личностью;
уверяет об особых отношениях со знаменитостью. От его желания зависит — быть
войне или вечному благоденствию. С ним все советуются. У больного имеется
неправдоподобно-грандиозное преувеличение своих духовных и физических сил, здоровья,
социального положения, он открывает у себя незаурядные способности, собирается
прославить себя в качестве выдающегося исследователя, артиста, писателя,
художника. Открытой для сознания остается только великолепная личность,
лишенная изъянов; больной обращает внимание только на те факты, которые
подкрепляют или объясняют имеющийся у него аффект, пробелы восполняются
вымыслом. Больные постоянно напоминают другим о своих особенностях, без конца
рассказывают все более и более новые подробности о своем величии, они как бы
мечтают вслух, как бы грезят. Мания величия проявляется горделивыми позами,
величественной осанкой, специально придуманными и вычурными костюмами,
созданием атрибутов власти или богатства, повелительным обращением с
окружающими, высокомерием.
Некоторые
физики (химики, биологи, астрономы и т.д.) заболевают манией величия, и им
кажется, что созданные ими теории имеют всемирно-историческое значение и
являются непоколебимо-истинными. Другие физики (химики, биологи и т.д.)
догадываются о том, что их коллег обуяла мания величия, и они начинают
действовать подобно психиатрам — они убеждают страдающих манией величия в том,
что их теории не является непоколебимо-истинными, что их теории повреждены
«призраками», о которых сообщал Френсис Бэкон. Вследствие этого ученый мир
разделяется на две группы: группу физиков, химиков, биологов (и т.д.),
страдающих манией величия, и группу физиков-психиатров, химиков-психиатров,
астрономов-психиатров (и т.д.)
Гносеология,
теория познания — это наука, изучающая закономерности рождения, развития и
смерти теорий (последовательности множества операций, завершившихся рождением
теории или приведших теорию к тому, что ей отказано в существовании). Поскольку
ученый мир разделяется на две части, то каждая часть разрабатывает свою теорию
познания.
В
научной деятельности перед Герценом стоял выбор: или встать на сторону физиков
(химиков, биологов, и т.д.) с манией величия и взять на вооружение созданную
ими теорию познания, отрицающую влияние «призраков», или встать на сторону физиков-психиатров,
химиков-психиатров, биологов-психиатров, и взять на вооружение их теорию
познания, учитывающую воздействие со стороны «призраков» Френсиса Бэкона.
Андрей
Иванович Герцен встал на сторону болеющих манией величия. Попытки
физиков-психиатров, химиков-психиатров, биологов-психиатров поставить под
сомнение теории, были расценены Герценом как убийственный скептицизм,
принижающий значение науки. Чтобы обосновать свои науковозвышающие устремления,
А.И.Герцен поведал о принципе: «Необходимо понять, что разумение человека не
вне природы, а есть разумение природы о себе, что его разум есть разум в самом
деле единый, истинный, так, как все в природе истинно и действительно в разных
степенях, и что, наконец, законы мышления — сознанные законы бытия, что,
следственно, мысль нисколько не теснит бытия, а освобождает его; что человек не
потому раскрывает во всем свой разум, что он умен и вносит свой ум всюду, а,
напротив, умен оттого, что все умно».
С
позиции двух теорий познания интересно
рассмотреть отношение к теориям Д.Пристли и А.Лавуазье.
В
1679 году Георг Штель, профессор университета в Галле (Германия), решил
разобраться, каким образом ржавеют металлы и происходит горение. Проведя опыты со многими сгораемые
материалами, а также с материалами, которые не горят, но подвергаются
воздействию огня (например, медь и медная руда), он констатировал: в процессе
сгорания образуются огонь и зола (шлам). Подумав как следует над начальными и
завершающими условиями экспериментов, Штель сделал вывод: в процессе сгорания
предметы разлагаются на золу (шлам) и теплоту; при этом теплота выделяется в
форме особого вещества, которое горит. Это вещество Штель назвал флогистоном. С
его помощью профессор объяснял процесс переплавки руды в металл: руда, в
которой содержание флогистона незначительно, нагревается на угле, и из угля
флогистон проникает в руду, и руда превращается в металл. Уголь, отдав
флогистон, превращается в золу. С помощью флогистона Штель объяснял процесс
ржавления: при нагревании металлов из них изгоняется флогистон и образуется
ржавчина. Через много лет после создания флогистонной теории был обнаружен
водород, свойства которого имели значительное сходство со свойствами
флогистона.
В
1774 году биолог Джозеф Пристли нашел способ выработки неизвестной ранее
разновидности воздуха, которая исчезает, когда в ней сжигают какой-нибудь
предмет, и об этом Пристли сообщил научной общественности. Ранее Джон Мэйоу
обнаружил аналогичную закономерность — он сжигал вещество под стеклянным
колпаком, погруженным в воду, и вычислил, что четвертая часть воздуха,
находящаяся под колпаком, принимает участие в горении. Антуан Лавуазье
заинтересовался этими двумя научными открытиями и стал проводить более глубокие
исследования. В ходе опытов по сжиганию предметов Лавуазье создал иные условия,
чем созданные Штелем условия, и Лавуазье
обнаружил иные эффекты. Вывод Лавуазье существенно отличался от вывода Штеля:
при горении не выделяется флогистон, а наоборот, в предмет входит разновидность
воздуха, обнаруженная Джозефом Пристли. Эту разновидность воздуха Лавуазье
назвал «кислород». Переплавка руды в металл объясняется так: кислород переходит
из руды в уголь, и руда, избавившись от кислорода, превращается в металл.
Теория
Лавуазье в меньшей степени опиралась на показания органов чувств, чем теория
Штеля. Многие химики не соглашались с теорией Лавуазье, мотивируя это тем, что
эта теория более сложна для понимания, чем теория Штеля. (Тоже самое можно
сказать про теории Коперника и Птолемея.)
Антуан
Лавуазье должен быть отнесен к скептикам, ибо он не доверял существовавшим в
его время теориям: «Я решил, что обязан рассматривать все, сделанное до меня,
как намеки. Я поставил перед собой цель: все повторить с предосторожностью».
Лавуазье повторил почти все химические исследования и обнаружил в них ошибку, а
именно, он обнаружил, что в природе нет вещества «флогистон». Лавуазье доказал
надуманность, фантастичность флогистонной теории.
«Спорный
вопрос состоит в том, должны ли те гипотезы, лежащие в основе наиболее
распространенных научных теорий, быть рассматриваемы как точные описания
устройства мира, окружающего нас, или только как удобные фикции» (слова Артура
Риккера цитируются по книге «Материализм и эмпириокритицизм», ПСС, т.18,
с.290).
Флогистонную
теорию Лавуазье рассматривал как намек, как удобную и полезную фикцию, и это
помогло ему сделать открытие (кислород, соединяющийся с горящими веществами),
золотом вписавшее его имя в скрижали истории.
Джозеф Пристли решал этот спорный
вопрос противоположным образом, по-герценовски. Он, являясь серьезным ученым,
был уверен в том, что теории правильно обрисовывают действительный мир. Пристли
писал статьи и книги, которыми убеждал в правильности рисунка. Джозеф Пристли
рассматривал флогистонную теорию как точное описание химических явлений, и
догматическая вера в эту теорию помешала Пристли правильно разобраться в
химических реакциях и по достоинству оценить открытие кислорода, его роль в
процессах горения и ржавления. Развивающаяся наука ушла вперед, а догматическое
мышление привязало Пристли к
несовершенным химическим представлениям.
Штель
разработал мнимое представление о флогистоне. Лавуазье выявил мнимость. Герцен
выразил свое недовольство по поводу того, что ученые акцентируют внимание на
наличии мнимого в человеческом знании.
Изгнание флогистонной теории, и
совершенное Коперником изгнание теории Птолемея, и большое количество других
изгнаний взволновали научное сообщество, и у множества ученых возникло
подозрение, что многие из используемых теорий содержат пока не выявленные ошибки,
и через некоторое время ошибки обнаружатся, и появится необходимость отбросить
многие теории. Не дожидаясь выявления ошибок, естествоиспытатели говорили:
ошибки есть. Признание еще не
обнаруженных ошибок вызвало неприятие у философов, и возникло противодействие.
А.И.Герцен
был философом, оппозиционирующим естествоиспытателям, утверждающих о наличии
ошибок во многих научных теориях, вызванных «призраками» Френсиса Бэкона.
Герцен высказывал симпатии ученым, подобным Пристли, не усматривающих изъяны в
утвердившихся научных представлениях, и выражал порицание ученым, подобным
Лавуазье. Подобные Лавуазье ученые, говорящие о невыявленных ошибках в
существующих научных теориях, дискредитировали науку, и это не нравилось
Герцену. Нежелательна дискредитация науки и ученых, полагал Александр Иванович,
но желательно доверие к ним.
Одно
направление в теории познания старается заразить теории субъективицизмом,
другое направление защищает теории от пагубной заразы.
Как
говорят философы-материалисты, сеет
ли недоверие к научному знанию, или
защищает научное знание от скепсиса тот или иной исследователь, — суть
применения принципа партийности в теории познания.
Одно и то же знание некоторые ученые называют знанием сущности вещей, другие ученые называют знанием поверхностных свойств, не являющимся знанием сущности. Такая различная оценка одного и того же знания определяется психическими особенностями ученых — у одних в большей или меньшей степени развивается мания величия, у других укрепляется в душе скептическое отношение к знаниям.